Святыни храма


Икона Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне с предстоящими святыми преподобными Павлом Фивейским и Сергием Радонежским.

Икона праздника, которому посвящён храм, традиционно располагается на иконостасе справа от Царских врат. Но кроме неё Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне написано на образе, помещенном в предалтарной части храма, перед правым клиросом. Темперная икона в чеканном окладе, предположительно — XVIII века, встроена в образ более позднего письма (начало XX столетия), на котором изображены предстоящие святые — прп. Павел Фивейский и прп. Сергий Радонежский. (Такой выбор, вероятнее всего, объясняется тем, что изначально левый придел до освящения в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», был посвящён прп. Павлу, древнеегипетскому отшельнику, святому покровителю хозяина имения, Павла Демидова, а преподобный Сергий покровительствовал всем паломникам, направлявшимся в Свято-Троицкую Лавру по Сергиевскому тракту.) Стараниями прот. Геннадия Нефёдова для храма была приобретена и закреплена в иконе частица Ризы пресв. Богородицы. Мы будем рады всем возможным свидетельствам о том, какими путями святыня попала в Леоновский храм, чтобы дать нашим прихожанам и паломникам подробную и достоверную информацию.


 

«Феодоровская» икона Божией Матери


Икона Божьей Матери «Феодоровская» известна на Руси на протяжении более 700 лет; издревле она почиталась на Костромской земле как помощница князей-полководцев и заступница в сражениях с врагами. Хранившейся в костромском храме Феодора Стратилата иконой был благословлен на царство первый из Романовых — Михаил Феодорович, тогда образ стал свидетелем соборной молитвы с надеждой на прекращение смуты на Руси и символом царствующей династии. С XVIII века иноземные принцессы, принимавшие православие и становившиеся женами русских императоров, вверяли себя покровительству Богородицы и почитали чудотворную Феодоровскую икону (в честь этого все русские государыни-иностранки принимали русское отчество «Феодоровна»). Их молитвы о даровании наследников легли в основу общецерковной традиции обращаться к Божьей Матери перед этой иконой с просьбами о благополучных родах. Хранящийся слева перед главным алтарем Леоновского храма Феодоровский образ Божьей Матери попал в Леоново после революции. Он написан в память о воине, погибшем в сражениях первой Мировой войны и здесь как бы связует воедино разные эпохи, разные земли, разные частные людские судьбы под молитвенным покровом Пресвятой Богородицы.


SV_L_03С.jpgИкона Божией Матери «Трёх радостей»


Образ Богородицы «Трёх радостей» удивителен тем, что в Россию такой тип композиции попал при Петре I как копия итальянской картины «Святое семейство» кисти Рафаэля. Русский художник, копировавший картину, был родственником настоятеля одного из московских храмов, где список осторожно разместили на паперти. Полвека спустя в церковь Троицы на Грязех в поисках иконы «Святое семейство» по внушению свыше пришла молиться женщина, на которую обрушились разом три беды: оклеветали и арестовали мужа, по суду изъяли поместье, а сын попал в плен на войне. По молитвам Божьей Матери все три горести вскоре миновали, пришли три радостные вести: мужа оправдали и освободили, поместье вернули, а сын вернулся из плена. С этого времени икона стала полноправной православной святыней и начала именоваться образом «Трёх радостей»; с образа стали делать списки, заимствуя западную композицию. Один из таких списков принадлежал семье императора Александра II. Чтимый список образа, находящийся в Леоновском храме, перешел туда в 1918 году из разорённого белорусского храма. Как видно, к началу XX века почитание московской святыни получило очень широкое распространение по всей Российской империи (например, в семьях донских и кубанских казаков перед этой иконой традиционно молились о возвращении войска домой). Перед этим образом к Богородице обращаются с молитвами об одиноких, пленённых, покинувших родной край, незаслуженно осуждённых людях. Заступничество Пречистой не даёт отчаиваться во всех обстоятельствах, угрожающих семейному благополучию. Икону можно найти в левом приделе храма перед алтарём.



Икона святителя Иоанна Шанхайского и ковчег с частицей мощей

Справа перед солеей главного придела стоит ковчежец с частицей мощей святителя Иоанна Шанхайского. Эта святыня была передана в дар Леоновскому храму прот. Петром Перекрёстовым, ключарем собора иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость» в далеком Сан-Франциско, где почивают мощи святителя. Владыка Иоанн Шанхайский — очень близкий нам святой, русский и вселенский одновременно, практически наш современник (он пережил обе мировых войны, разделил с русскими эмигрантами все их скитания, лишения и скорби и был исключительным примером того, как можно проповедовать христианство собственной жизнью в нынешнем мире), способный своим житием научить скромности, милосердию и нестяжанию, молитвенно предстоящий за всех, кто просит у Бога исцеления от самых страшных болезней.

узнать больше >> 



SV_L_01_с.jpg
Икона священомученика Павла Фелицина

Икона священномученика Павла Фелицына — образ святого, чья жизнь была напрямую связана с Леоновским храмом. Отец Павел служил в храме Ризоположения с 1931 года, в 1937 был арестован по ложному доносу о контрреволюционной пропаганде и получил обвинительный приговор. Скончался священномученик Павел 17 января 1941 года в лагере, куда был отправлен на исправительно-трудовые работы. Главная просьба, с которой мы обращаемся в молитвах к новомученикам, — не земное благополучие, здоровье и процветание (всем этим святые новомученики сумели мужественно пренебречь), а готовность к самопожертвованию, крепкая вера, способность стоять в правде и тесная связь с Церковью Христовой.

узнать больше >>