Жемчужина Ботанического сада

Об истории и сегодняшнем дне старинного московского храма, освященного в честь праздника Положения Честной Ризы Божией Матери во Влахерне, рассказывает на портале Сретенского монастыря его настоятель протоиерей Андрей Рахновский.

Если выйти из московского метро «Ботанический сад» и немного пройти до «Сада будущего», где сохранились остатки липовой аллеи села Леоново и декоративный пруд, среди зелени будет виден древний каменный храм. Эта удивительная церковь известна старым москвичам, поскольку во времена гонений в XX веке ее не закрывали и богослужения там шли регулярно. Последние десять лет настоятелем храма является протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель Сретенской и Московской духовных академий. Наша беседа была приурочена к престольному празднику храма Ризоположения Пресвятой Богородицы во Влахерне.

— Отец Андрей, в России почитание праздника Положения Честной Ризы Божией Матери во Влахерне настолько велико, что даже в Московском Кремле есть храм Ризоположения. Давайте поговорим об истории почитания этого праздника. Почему он отмечается так широко?

— На Руси об этом празднике стали говорить после так называемой «скорой татарщины»: набега монголо-татар в 1451 году, который чудесным образом быстро и благополучно завершился. В то время князь Василий II был в военном походе, в Москве оставался только митрополит Иона и княгиня с детьми. Тогда случилось нашествие хана Мазовши, который пожег Китай-город и встал под стенами Кремля. В Москве в то время было очень страшно. Митрополит Иона благословил Крестный ход под стенами Кремля, после которого чудесным образом хан Кремля не увидел: то ли дым от пожара его заволок, то ли туман опустился, то ли покров Божией Матери. Есть версия, что были на то и житейские, понятные причины: хан мог опасаться, что князь Василий вернется с подмогой и ударит по его войску с тыла. Может быть, поэтому он и передумал идти на Кремль. Эти события происходили как раз 2 июля (по старому стилю) и совпали с днем памяти положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Интересно, что для Руси этот праздник не имел большого значения. Положение Честной Ризы широко праздновалось только в самом Константинополе, городе, который получил одну из важнейших христианских ценностей. Все прочие города и страны к этому событию не имели прямого отношения. Однако для преемницы Византийской традиции — Москвы — этот день тоже стал значимым, особенно после столь чудесного избавления от хана Мазовши. Можно это связать и с тем, что константинопольский месяцеслов ввиду положения города начинает распространяться по христианскому миру.


Есть сведения, что храмы в честь Ризоположения начали появляться на Руси задолго до Василия II. Князь Андрей Боголюбский ушел из Киева, где бояре отравили его отца, и перенес столицу в Ростово-Суздальские княжества. Именно здесь, в Залесских землях, оказалась икона Владимирской Божией Матери, константинопольская святыня. К слову, в городе Владимире на Золотых воротах появляется и первый в России храм Ризоположения.

— А как освященная в честь этого праздника церковь появилась именно в подмосковном Леонове?

— Если в Московском Кремле понятно, что храму дали посвящение в знак особого покровительства Божией Матери, то почему в имении князя Никиты Ивановича Хованского появилась такая церковь, остается только догадываться. Обычно это бывало, когда какой-то памятный для семьи день совпадает с днем праздника. Либо это могло подчеркивать близость Хованских к патриаршему двору. Есть версия, что князь Хованский в Смутное время был близок к патриарху Филарету. И вместе с патриархом они даже перевозили с Соловков мощи митрополита Филиппа (Ярославской дорогой). Даже в Ростокино останавливались, судя по летописям. Сейчас невозможно установить, наш это был храм или какой-то другой ростокинский.

На месте нашего каменного храма в XVII веке стоял деревянный, но его история не сохранилась. У нас есть артефакты, которые отсылают к периоду деревянного храма. Во время реставрации в основании, цоколе, была обнаружена могильная плита, которая датируется 1693-м годом, это за год до основания каменного храма. Видимо, когда вокруг деревянного храма были какие-то захоронения, при строительстве каменного храма белокаменные плиты (а белый камень был дорогим материалом) просто использовались как строительный материал. Мы удивились, что каменный храм — 1722 года, а плита — 1693 года. Мы нашли также фрагмент надгробной плиты, который, судя по орнаменту, вообще может принадлежать XVI веку.

— История деревянного храма теряется, но почему поставили каменный храм в то время?

— Каменный храм был основан в 1722 году. Эту байку часто рассказывают, тем не менее, она все еще очень популярна. Возведение каменного храма связано с одним из потомков князя Хованского, Василием Петровичем, который уже с XVIII века здесь обладал имением. Помните, во времена Петра I был «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор»? Что-то в этом духе произошло и тогда. Поговаривают, что князя Хованского друзья стали «отпевать» в деревянном храме. Не знаю, насколько это было скандально или не скандально по тем временам. Но после этого он решил вроде как искупить свою вину пред Господом и заложил каменный храм. При том, что каменное строительство было запрещено, весь материал шел в Петербург. Но строится только основная часть, потому что колокольня возведена в 1776 году, в этот же период пристроены приделы. Мы сейчас в процессе реставрации раскрыли штукатурку и Неопалимовский придел, который находится с северной стороны: между приделом и стеной храма нет перевязки кирпича, он просто прислонен к нему! Сейчас, если вы войдете в храм, конфигурация внутри арок и стен другая. У меня есть старый план — там отмечены стены, которые сейчас не существуют. Многое разбивали, раскрывали арки.

Возведение каменного храма связано с потомком князя Хованского
— А каким был приход в то время?

— Это было, прежде всего, подмосковное имение и храм хоть и приходской, но семейный. В 1800 году произошел удивительный случай: его закрыли! Как вы можете увидеть на старых литографиях, одно время у церкви была сломана деревянная крыша, березки росли наверху. Храм был закрыт в течение пятидесяти шести лет с 1800 года. Это период, когда имением уже владели не Хованские, а Демидовы. И Павел Григорьевич Демидов — основатель Ярославского училища, знаменитый ученый, — требовал для своих занятий полной тишины, такой он имел склад души. Поэтому приказал оставить церковь без колоколов, что называется, «без пения». Ни звона, ни служб не было. Всех лягушек в пруду извели, чтобы не квакали и не мешали заниматься. Демидов вроде как обратился за благословением, чтобы не было звона, но митрополит Платон встал в оппозицию и просто замок повесил на храм: с 1800 по 1857 год.

Когда мы ремонтировали пол в алтаре, то сняли железную «рубашку» престола, а под ней старый обнаружили, деревянный престол. Он был одет в льняную «рубашку», перевязан веревками, как это положено при освящении, и перьевой ручкой внизу было написано, что храм освящен 2 июля 1857 года. То есть произошло переосвящение храма из-за того, что храм так долго простоял закрытым, а также из-за того, что он был осквернен солдатами во время вторжения Наполеона. Переосвящался храм в честь того же праздника.

— А что стало с храмом во время революции в России?

— Храм почти не закрывался. Его приписали к храму Живоначальной Троицы в Свиблове, он перестал был самостоятельным приходом, но закрытия избежал. Получается, это храм-парадокс: когда можно было служить, он стоял больше пятидесяти лет без служб, а когда служить было нельзя, здесь проводились службы. Священномученик Павел Фелицын, один из настоятелей храма, в 1940-м году погиб в лагере. Храм наш считался «ссыльным». В советское время сюда «пересылали» не очень благонадежных священников, особенно в 80-е годы прошлого века.

Вокруг церкви еще в XX веке стояли бараки. Если вы видели фильм 1944 года «Зоя» про Зою Космодемьянскую, то финальная сцена казни, ее повешение, происходит на фоне Леоновского храма. Хотя в реальности ее казнили не здесь, а где-то под Москвой. Я так думаю, что это связано с нашим расположением неподалеку от ВГИКа, возможно, здесь были съемочные площадки. Я узнал об этом случайно от прихожанки, которая участвовала в массовке в том фильме.

— В чем уникальность реставрационных работ, которые сейчас ведутся в храме?

— Мы с 2019 года приступили именно к исторической реставрации здания. Наш храм является памятником архитектуры федерального значения.

Раньше к архитектуре относились гораздо проще: что-то не так — покрасили, замазали, отрубили. Главное, чтобы было функционально. Но когда мы составили проект реставрации, когда были обнаружены исторические элементы, то мы поняли, как он выглядел изначально. Была, например, узорчатая кирпичная кладка. Вообще цоколь был плоский, штукатурка скрывала весь рельеф. Слой штукатурки местами доходит до 12 сантиметров. Под ней есть скрытая резьба по кирпичу. Можно сказать, что мы возвращаем храму, насколько возможно, его исторический вид.

Насколько возможно, возвращаем храму исторический вид

— Что уже удалось сделать к этому дню?

— Пока мы только успели восстановить белокаменный цоколь и узорчатый кирпичный цоколь. Но это очень кропотливая работа, поэтому там постоянно что-то переделывалось. Сейчас проект на стадии пересогласования, потому что в процессе работ открылись моменты, для которых необходима корректировка. Мы перейдем к фасадам, насколько нам позволят возможности. Все интересные находки с узором, надписями, всё это мы оставим и расположим как экспонаты под стеклом в храме. В одном месте сохранилась часть старой кладки. Мы ее оставим как образец того, как это было изначально.

Помимо этого, мы собираемся делать отмостку и планировку земли вокруг храма. У него есть одна проблема — очень намокают стены. При том, что никаких ключей и подводных течений нет. Это особенность устройства цоколей. Земля подходила очень близко, нарос культурный слой, и храм оказался в низине. Фундамент очень долгое время вообще стоял без отмостки, земля подходила вплотную к стенам. Все это негативно сказалось на здании. Поэтому нам сейчас очень важно сделать так, чтобы вода отводилась.

Фрески — один из сложных этапов реставрации. Учитывая то, что из-за влажности стен штукатурный слой испортился и сама роспись не очень высокого качества, у нас есть в планах перерасписать храм. Большинство росписей, которые там есть сейчас, относятся к XX веку. Исторической росписи, даже XIX века, крайне мало.

— Есть ли у прихода проекты помимо реставрации храма?

— Реставрация храма — это процесс бесконечный. Я убежден, что самое главное для прихода — это приходская жизнь. У нас работает воскресная школа для детей от 6 до 15 лет по многим направлениям: закон Божий, детский хор, театральная студия, изобразительное искусство, гитара, флейта, даже есть айкидо. Сейчас мы не выезжаем с экскурсиями, а раньше один-два раза в год организовывали поездки для учеников. Благодаря школе у нас еще проходят параллельно занятия с родителями, которые приводят детей. Есть замечательное начинание — социальная помощь «Мамино окно». Мы на регулярной основе, без помощи каких-либо фондов, снабжаем продуктами малоимущие семьи. Под это мы даже выделили отдельное здание. Другие прихожане в качестве волонтеров приходят, помогают эти наборы сформировать, помогают с документами и так далее.


У нас есть страница в Instagram, в Youtube есть проект «Школа прихожанина». Наши добровольцы сняли ряд образовательных роликов об элементарных основах церковной жизни. Рекомендую всем посмотреть.

Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове нуждается в вашей помощи в реставрационных работах:

Юридический адрес: Россия, 129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 15, стр. 1

Телефон: 8 (495) 602-86-61

ОГРН 1037739769913

ОКВЭД 91.31

Расчетный счет: 40703810438000000089

БИК: 044525225

ОАО «Сбербанк России» г. Москва

Назначение платежа: На уставную деятельность

Почтовый адрес: Россия, 129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 15, стр. 1

ОКТМО: 45360000

ОКАТО: 45280577000

ИНН: 7716113921/ КПП 771601001

Корреспондирующий счет: 30101810400000000225

Адрес банка: 129281, г. Москва, ул. Енисейская, д.29

портал Сретенского Монастыря
Беседовала Мария Красникова

возврат к списку