Монография «Возникновение монархии в Древнем Израиле» представляет собой
Во Введении обсуждаются прямые и косвенные свидетельства в пользу аутентичности большей части повествования Первой и Второй книг Царств, а также предполагаемые цели создания этих историй. Вопреки мнению многих библейских критиков, делается вывод о том, что, начиная с периода Давида и Соломона, в Израиле могли появляться письменные тексты, сохранявшиеся, наряду с устными преданиями, как в южной части страны, так и на севере в течение весьма продолжительного времени. В конце восьмого столетия основная часть всех этих традиций была собрана в Иерусалиме, где придворные писцы иудейского царя Езекии их объединили, отредактировали и по необходимости дополнили. В разделе, посвященном возвышению пророка Самуила, речь идет об одном из самых темных периодов истории Израиля, ставшем естественным следствием описанного в конце Книги Судей всеобщего хаоса. В то же время именно тогда на пророческое служение Господь призывает отрока Самуила. С точки зрения библейских писателей, с этого момента в Израиле началась новая эпоха — эпоха монархии. Само повествование показывает, что Израиль в рассматриваемое время ждал царя, но до появления угодного Господу законного царя в лице Давида Израиль пережил долгий период неопределенного ожидания.
В разделе, посвященном правлению Саула, повествуется о том, как израильский народ, в то время еще очень молодой в сравнении с другими народами Древнего Востока, оказался перед серьезным выбором, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба, а возможно, и само существование нации. Оставаться ли при старой политической системе судей, уже,
Затем Бог Сам избирает в качестве будущего царя юного пастуха Давида, вследствие чего ставшего придворным музыкантом и личным оруженосцем Саула (1 Цар. 16). Во время таинственного помазания Давида совершилось одно из самых поворотных событий в истории Израиля и его монархии — переход божественного благословения и покровительства от Саула к Давиду. Этим эпизодом открывается длинное повествование о возвышении Давида. Достаточно большая часть исследования посвящена анализу уникального для всей Библии повествования о поединке юного Давида с филистимским богатырем Голиафом (1 Цар. 17).
В комментарии проводятся параллели между этим поединком и единоборствами древнегреческих воинов, рассматриваются основные научные гипотезы о наиболее вероятном
Особое внимание в исследовании уделяется замыслу священного писателя: в ярком и живом описании непростых отношений между Самуилом и Саулом, Саулом и Давидом он стремился выразить весьма важные богословские идеи. Кроме того, в комментарии отмечается искусная демонстрация библейским писателем действия таинственного Божественного Провидения в судьбах героев, и в особенности его главного героя, Давида, а также акцент на личных взаимоотношениях последнего с Богом.
Основная цель данного комментария заключается в том, чтобы помочь современному человеку ближе познакомиться с созданным более двух с половиной тысяч лет назад повествованием Первой книги Царств.