Книга посвящена подробному комментированию и богословскому осмыслению Первой книги Царств. Первая книга Царств рассказывает об одном из важнейших периодов в истории ветхозаветного Израиля возникновению монархии в XI веке до Р. Х.
Первую книгу Царств относят к историческим книгам Ветхого Завета, но это — не исторический очерк в современном смысле этого слова. В ней описаны события, предшествовавшие рождению пророка Самуила, его становление как судии Израиля; воцарение Саула, его отпадение от Божией воли и отвержение; избрание Давида в качестве будущего царя.
Введением ко многим темам, которые получили развитие в 1–2 книгах Царств, служит книга Судей, которая оканчивается неоднозначными словами «В те дни не было царя в Израиле. Каждый делал то, что было правильным в его собственных глазах». По мысли Сергея Аверинцева, автор книги Судей воспринимает описываемое им время как хотя и величавое, но тёмное и дикое время варварского геройства, время силы и насилия. Евреям после прихода в Палестину приходилось отстаивать свое существование перед лицом недружественных племен и уцелевших городов Ханаана. Поэтому в Первой книге Царств, с одной стороны, показана внутренняя необходимость перехода от племенного общественного устройства к монархии; с другой стороны, отражены антимонархические настроения, противопоставляющие царскую власть власти Бога, которые, по мнению некоторых учёных, имеют источник более позднего происхождения, связанный с критикой в адрес царя Соломона.
Одна из самых ярких линий повествования — сложные отношения царя Саула и его подданного, Давида, будущего царя Израиля. Саул был первым царём, помазанным Самуилом на царство, он был указан народу Богом, имел выдающуюся внешность, которая в древности ассоциировалась с царским достоинством, но не сумел удержать царскую власть в своих руках и передать её потомкам. В истории его отвержения Богом и отторжения от него царской власти находит свое воплощение идея о том, что благословение служит наградой за послушание, а проклятие — расплатой за непослушание. Библейский писатель подчёркивает, что, в отличие от Саула, Давид следовал воле Божией и получил, таким образом, Его благословение.
Не менее важным персонажем книги Царств стал пророк Самуил — один из величайших пророков Древнего Израиля. История рождения Самуила от неплодной матери — важная часть повествования, указывающая на происхождение монархии как дар Бога, его решающую роль в наступлении нового этапа израильской истории.
В наше время, когда в большинстве государств мира монархическое правление представляется далеким пережитком, любой христианин все равно продолжает размышлять над словом Писания «всякая власть — от Бога».
Книга отца Андрея будет интересна не только специалистам, но и широкой аудитории, потому что в ней поднимаются темы, получившие раскрытие в Новом Завете: тема мессианства, царской власти и её происхождения. Сергей Аверинцев сравнивает Ветхий Завет с периодом детства, когда то, что во взрослом возрасте ясно и привычно, было живым и непосредственным опытом, про который нельзя забывать. Книгу оформлял художник Всеволод Приймак — прихожанин и алтарник нашего храма.