Сказка «Девочка, которая наступила на хлеб» — это развернутая метафора о том, к чему приводит гордость, равнодушие, тщеславие и нелюбовь и неблагодарность к Божиему миру. Мы не знаем предысторию Инге, но Андерсен пишет, что у нее «были дурные задатки», то есть страсти, которым она потворствовала. Описания посмертного состояния Инге и ада, в который она попадает — это художественные приемы, показывающие, в каком состоянии находится душа Инге. Её «окаменелое нечувствие» длится примерно две человеческие жизни, и после слёз о ней одной доброй женщины и слез матери, Инге вдруг начинает плакать сама о себе, о своих грехах и своем состоянии, и мгновенно освобождается из адского плена.
«Дочь болотного царя» отличается самым сложным сюжетом среди других произведений Андерсена. Рассказчик называет её «сказкой, известной у аистов», как и другую, о пророке Моисее, которого мать пустила в корзинке по Нилу. Здесь явная отсылка к Священному Писанию, так как имя пророка Моисея переводится с иврита как «взятый, спасенный из воды». Дочь болотного царя, Хельга, появилась на свет в бутоне цветка, который вырос посреди болота. Сюжет сказки можно понимать, как историю о спасении души Хельги, и о том, что Бог не отвергает никакое существо. Вначале Хельга предстает как получеловек: днем она мучает своей злостью приемную мать, а ночью, становясь жабой, утихает и добреет. Но после принятия крещения с нее спадают чары, и происходит «перемена ума», благодаря которой она достигает небесного блаженства.
«Русалочка» — одна из самых известных сказок Андерсена, в которой на первый план часто выходит романтический сюжет о неразделенной любви русалочки к принцу. Однако для автора, как и для самой русалочки, главной ценностью является бессмертная человеческая душа, которая живет вечно в Царствии Небесном. Целью и движущей силой сюжета становится не просто любовь русалочки к принцу и желание стать его женой, но и обретение бессмертной души, которые вместе и составляют истинную любовь.
«Дорожный товарищ» — одна из самых ранних сказок Андерсена, первоначально названная «Мертвец». В этой сказке крепкая вера в Бога, доверие ему и личная доброта определяют поступки героя, который проходит через различные приключения, служащие испытанием для его характера. Испытывается при этом не сила, способность выйти победителем и даже не мудрость, а качества души: способность любить, доброта и верность Богу и своей совести.
Завершает сборник сказка «Дикие лебеди», тоже знакомая всем с детства. Эта сказка по сюжету и образу главной героини похожа на житие. Главный принцип движения сюжета — это направленность воли Элизы к воле Бога, её чистота и внутренняя красота, неотделимые от внутреннего благочестия и глубокой веры, благодаря которым героиня не противостоит миру, а преображает его.
Книга «Сказки Андерсена» выходит в серии «Душеполезное чтение для детей» и говорит с юными читателями о добродетелях, грехе, любви и смирении на понятном для них языке. «Сказки Андерсена» прекрасно подойдут для совместного семейного чтения, которое создаст для детей и взрослых общий мир смыслов и впечатлений, для того, чтобы поговорить о главном.