Сказки Андерсена

Душеполезное чтение для детей

В 2018 году в издательстве «Никея» вышла книга сказок Ганса Христиана Андерсена в классическом переводе Анны и Петра Ганзен. 

Сказки Андерсена знакомы нам с детства, и человек может невольно задуматься, зачем ему нужна книга, которую он много раз читал, будучи ребёнком.
Но сказки Андерсена можно открывать заново в разном возрасте. Константин Паустовский в рассказе «Сказочник» писал об этом так: «Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые». Это связано с тем, что в сказках Андерсена несколько смысловых уровней. Детям легче воспринимать сюжет, волшебные детали сказочного мира, а нравственный, философский и духовный аспекты становятся понятными уже во взрослом возрасте.

В данный сборник вошли шесть сказок: «Девочка, которая наступила на хлеб», «Дочь болотного царя», «Русалочка», «Дорожный товарищ», «Колокол» и «Дикие лебеди». Каждая из них по-своему особенная, и в каждой из них чувствуется присутствие христианского начала. Конечно, Андерсен не был православным человеком. Он родился в протестантской Дании, в городе Оденсе в начале XIX века. Но он был христианином, и христианские мотивы есть во всех его сказках и историях на уровне смысла или явно, как например, молитва «Отче наш», которую читает Герда, чтобы пройти сквозь чудищ у чертогов Снежной королевы. 

Сказка «Девочка, которая наступила на хлеб» — это развернутая метафора о том, к чему приводит гордость, равнодушие, тщеславие и нелюбовь и неблагодарность к Божиему миру. Мы не знаем предысторию Инге, но Андерсен пишет, что у нее «были дурные задатки», то есть страсти, которым она потворствовала. Описания посмертного состояния Инге и ада, в который она попадает — это художественные приемы, показывающие, в каком состоянии находится душа Инге. Её «окаменелое нечувствие» длится примерно две человеческие жизни, и после слёз о ней одной доброй женщины и слез матери, Инге вдруг начинает плакать сама о себе, о своих грехах и своем состоянии, и мгновенно освобождается из адского плена.

«Дочь болотного царя» отличается самым сложным сюжетом среди других произведений Андерсена. Рассказчик называет её «сказкой, известной у аистов», как и другую, о пророке Моисее, которого мать пустила в корзинке по Нилу. Здесь явная отсылка к Священному Писанию, так как имя пророка Моисея переводится с иврита как «взятый, спасенный из воды». Дочь болотного царя, Хельга, появилась на свет в бутоне цветка, который вырос посреди болота. Сюжет сказки можно понимать, как историю о спасении души Хельги, и о том, что Бог не отвергает никакое существо. Вначале Хельга предстает как получеловек: днем она мучает своей злостью приемную мать, а ночью, становясь жабой, утихает и добреет. Но после принятия крещения с нее спадают чары, и происходит «перемена ума», благодаря которой она достигает небесного блаженства.

fullsize.jpg

«Русалочка» — одна из самых известных сказок Андерсена, в которой на первый план часто выходит романтический сюжет о неразделенной любви русалочки к принцу. Однако для автора, как и для самой русалочки, главной ценностью является бессмертная человеческая душа, которая живет вечно в Царствии Небесном. Целью и движущей силой сюжета становится не просто любовь русалочки к принцу и желание стать его женой, но и обретение бессмертной души, которые вместе и составляют истинную любовь.

«Дорожный товарищ» — одна из самых ранних сказок Андерсена, первоначально названная «Мертвец». В этой сказке крепкая вера в Бога, доверие ему и личная доброта определяют поступки героя, который проходит через различные приключения, служащие испытанием для его характера. Испытывается при этом не сила, способность выйти победителем и даже не мудрость, а качества души: способность любить, доброта и верность Богу и своей совести.

Книга говорит с юными читателями о добродетелях, грехе, любви и смирении на понятном для них языке.
Сказка «Колокол» напоминает библейскую притчу. Её смысл понятен не сразу, и может быть истолкован по-разному. В одной из трактовок звук колокола — это Божественный зов к людям и их способность ответить на этот зов. Перед читателем разворачивается иллюстрация к евангельской притче о брачном пире, о многих званных и малом числе тех, кто смог разделить «чужую» радость и стать избранным

maxresdefault.jpg

Завершает сборник сказка «Дикие лебеди», тоже знакомая всем с детства. Эта сказка по сюжету и образу главной героини похожа на житие. Главный принцип движения сюжета — это направленность воли Элизы к воле Бога, её чистота и внутренняя красота, неотделимые от внутреннего благочестия и глубокой веры, благодаря которым героиня не противостоит миру, а преображает его.

diodorov_11.jpg

Книга «Сказки Андерсена» выходит в серии «Душеполезное чтение для детей» и говорит с юными читателями о добродетелях, грехе, любви и смирении на понятном для них языке. «Сказки Андерсена» прекрасно подойдут для совместного семейного чтения, которое создаст для детей и взрослых общий мир смыслов и впечатлений, для того, чтобы поговорить о главном.

книжное обозрение подготовила: Анна Лебедева 

возврат к списку