Общий настрой этого гимна (помимо Великого поста он поётся в течение года каждые две недели на Всенощной) настолько торжественный, что в богослужебных книгах перед ним стоит отдельное примечание о том, что в момент его исполнения молящимся не полагается сидеть («Не седя́ще пое́м, но стоя́ще, и со стра́хом и благогове́нием».
Таким же торжеством пронизана и икона Божьей Матери «О тебе радуется» — образ, который впервые начали писать у нас, на Руси, в конце XV века (удивительно, что композиций, подобных этой, мы не встречаем в иконописи других православных Церквей, хотя в своих деталях она во всем связана с византийской традицией).
Одна из самых ранних таких икон (возможно — первая), написанная Дионисием на рубеже
Предстоящие в молитве обозначены по чинам святости: пророки, апостолы, мученики, преподобные, святители, монахини, князья и простые смертные (и здесь изображение перекликается с тайными молитвами, произносимыми священником в алтаре в момент пения гимна «О Тебе радуется» с ходатайством о Церкви Божией и всех предстоящих Богу людях). Круг райского сада, обрамляющий композицию, словно бы вторит песнопению, которое по кругу замыкается повторением слов «о Тебе радуется» — как символ нескончаемого круга хвалы, в которую вовлечено все творение — земное и небесное.
Само песнопение написано прп. Иоанном Дамаскиным как благодарственная хвалебная песнь, память о чуде, когда отрубленная по приказу правителя кисть руки приросла на свое место (и это событие отсылает нас к ещё одному Богородичному образу — «Троеручица»; в нашем храме его можно увидеть снаружи, над южным входом).